- Причины нарушений восприятия
- Речевые навыки, как результат развития сенсорики
- Как корректировать сенсорные нарушения?
Формирование у детей способностей к восприятию информации и ее обработке – это не всегда естественный процесс, который можно оставить на самотек.
Нарушения сенсорной интеграции малыша в мир множества визуальных, слуховых, тактильных и прочих ощущений могут быть не четко выраженными, а проявиться во взрослой жизни или уже в школьном возрасте, став серьезной проблемой для социализации и обучаемости.
Причины нарушений восприятия и анализа информации у детей
Сенсорная интеграция – это сухой медицинский термин, который отображает способность ребенка комплексно обрабатывать и интерпретировать всю информацию, которая поступает в его мозг по разным каналам (слух и зрение, тактильные ощущения, вкус и запах, чувство равновесия и ощущение тела). Эта способность занимает крайне важное место в общем развитии детей.
Именно с нарушениями в сенсорной интеграции связано множество самых распространенных отклонений в развитии ребят дошкольного возраста и учеников младшей школы. К ним относят синдром гиперактивности и дефицита внимания, а также нарушения слуха, речи и ее восприятия.
Главные причины нарушения сенсорной интеграции – врожденные проблемы и нарушение компенсаторного развития в раннем возрасте. Еще в утробе матери у ребенка развиваются основные чувства: равновесие (вестибулярное), чувствительность кожи (тактильное), восприятие своего тела (проприоцептивное). Уже после рождения развиваются обоняние, вкус, зрение и слух. От качества развития всех этих сенсорных систем зависит формирование познавательных способностей малыша, а в дальнейшем и его обучаемость.
В процессе развития сенсорных систем важно периодически их стимулировать. Наличие постоянных зрительных, звуковых, тактильных и прочих стимуляторов – главное условие гармоничного развития сенсорики. При их нехватке или переизбытке создаются предпосылки нарушений восприятия себя и окружающего мира на уровне чувств.
Обособленность жизни родителей – проблема современных молодых семей, в которых дети находятся в постоянном дефиците эмоций и тактильных ощущений. Постоянное присутствие близких родственников и всех членов семьи – оптимальное условие для гармоничного развития сенсорной сферы малыша. Для детей, у которых есть какие-либо нарушения, сенсорная интеграция малоэффективна из-за переизбытка или недостаточности чувствительности к стимуляторам их сенсорики.
Переизбыток сенсорной информации перегружает центральную нервную систему ребенка, из-за чего он становится раздражительным и крайне восприимчивым к бытовым шумам и прикосновениям, развивается непереносимость ярких цветов и других зрительных раздражителей. В результате этого появляется защитная реакция, когда малыш пытается оградить себя от дискомфортных для него сенсорных стимуляторов, сформировав негативную избирательность к раздражителям. Ребенок перестает идти на тактильный контакт, прячется от окружающих и пытается уйти от внешнего мира, наполненного дискомфортными ему звуками и красками.
При дефиците чувственной информации снижается восприимчивость к сенсорным факторам. Одно из проявлений этого – многократное повторение одних и тех же движений и манипуляций с игрушками или предметами быта.
При нарушении развития восприятия окружающего мира ребенок не способен воспринимать всю картину целиком, а ухватывает лишь отдельные ее составляющие. Это расстройства аутистического спектра, при которых дети играют только с одной игрушкой, игнорируя остальные, видят только колесики в машинке, но не замечают ее остальные детали, и т.п. При этом нельзя говорить, что виноваты в этом родители. Здесь важно оценивать и корректировать факторы окружающей среды, которые способны как-то оказать негативное влияние на развитие малыша.
Речевые навыки, как результат развития сенсорики
Проблемы с восприятием окружающего мира – главная причина задержки развития речи. Для правильного формирования речевых навыков важны первичные ощущения и сенсорное восприятие всего, что окружает ребенка. Именно это и развивает воображение, мышление и память, на основании которых и формируется речь.
Поэтапный процесс формирования речевых навыков начинается еще с утробы матери.
- Развитие проприоцептивной, тактильной и вестибулярной систем до рождения ребенка дает ему ощущения своего тела и его позиционирования в пространстве.
- После рождения на основании сформированных сенсорных систем формируется слух, зрение, вкус и обоняние.
- На базе уже имеющихся чувств происходит дальнейшее развитие способностей к концентрации внимания, планированию и контролированию своих движений.
- После формирования всего перечисленного начинает развиваться речь.
Нарушения на одном из этих этапов способны полностью разладить все речевые способности как устные, так и письменные. Нередко к логопедам приводят детей, которые освоили все буквы, могут составлять слоги, но прочитать или написать все слово не способны.
Здесь бесполезно заставлять и принуждать более прилежно учиться. Решать проблему нужно путем корректировки нарушений, которые произошли на одном из перечисленных этапов развития сенсорных систем и речи.
Как корректировать сенсорные нарушения?
Усиление и балансировка способностей головного мозга к обработке внешних стимулов – основная задача коррекции сенсорных нарушений ребенка. Часто для этих целей используют специальный инвентарь и инструменты. Это разнообразные мешочки, наполненные песком, коврики с фактурной поверхностью, светящиеся и звуковые инсталляции, тактильные панели и пр. Нередко скорректировать сенсорное восприятие ребенка можно и более простыми подручными средствами.
- Карусели и качели, игры с мячом, ходьба по ступенькам и бордюрам – все это поможет детям с потребностями в цикличных движениях. Это наблюдается при снижении вестибулярной чувствительности.
- Разделение сложных физических упражнений на несколько более мелких и легких поможет детям с повышенной вестибулярной чувствительностью, которых часто укачивает на качелях, в транспорте или при выполнении физических упражнений.
- Лесенки, перекладины и прочие элементы стандартных детских игровых площадок подойдут детям как с пониженной, так и с повышенной функцией вестибулярного аппарата.
Родителям не рекомендовано чрезмерно опекаться своими детьми во время игр на таких спортивно-игровых детских площадках, переживать за их безопасность и постоянно оттаскивать от, как кажется взрослым, опасных качель и спортивных снарядов. Именно в этом процессе у малышей развивается вестибулярный аппарат, а вместе с ним и координация движений, чувствительность мышц и тактильная сенсорика.
- Изменение текстуры еды, например, с кусочков и ломтиков на пюре или подбор особого рациона питания. Это эффективно для детей с нарушениями вкусовой и обонятельной чувствительности. Такие отклонения проявляются в своенравном отказе от определенных блюд и продуктов.
- Массажи и специальные упражнения на прикосновения к разным тактильным поверхностям. Это подойдет для детей, у которых неразвито осязание. Их отличает высокий болевой порог и способность безболезненно травмировать себя.
- Прикосновения к различным по фактуре тканям, игры в песочнице и с водой, мыльные пузыри и краски – такие простые вещи помогают ребятам с сильно развитой тактильной чувствительностью. Для них дискомфортны любые прикосновения, будь то расческа или даже мочалка в руках мамы во время купания. Таким малышам нужно позволять самостоятельно проделывать все обычные процедуры, чтобы они поняли, что это вовсе не больно.
Провести сенсорную интеграцию и коррекцию особенностей развития чувствительности детей не так уж и сложно, достаточно руководствоваться рекомендациям специалиста и применять на практике специальный инвентарь, который раскроет в ребенке чувствительность или, наоборот, уменьшит ее интенсивность.
Инвентарь для сенсорной интеграции и коррекции
Компания «Здоровое детство» – это специализированный интернет-магазин для логопедов и детских психологов. Здесь собраны все современные средства для сенсорной коррекции и интеграции детей с нарушениями чувствительности. Весь инвентарь сертифицирован и полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).