Товаров:
Сумма:

Ваша корзина пуста

Екатеринбург Ростов-на-Дону Москва
Главная / Статьи / Уголок релаксации и психологической разгрузки

Уголок релаксации и психологической разгрузки

Правильно и гармонично сформированные эмоционально-волевые черты личности ребенка – основная задача учебно-воспитательного процесса в детских садах. Вся педагогическая работа должна быть основана на глубоком уважении личности и индивидуальности малыша.

Согласно нормам ФГОС современный детсад должен быть оборудован не только методическими материалами и спортивно-игровым инвентарем, но и предметами, создающими для детей атмосферу уюта, комфорта и безопасности. Именно для этого в детских садах оборудуют зоны релаксации и уголки эмоциональной разгрузки, где дети могут уединиться, расслабиться и помечтать.

Что такое уголок эмоциональной разгрузки и его назначение?

Зоны релаксации призваны решать распространенную для большинства детских садов проблему – реализацию естественных индивидуальных потребностей каждого отдельного ребенка в покое и личном пространстве.

Уголок релаксации в детском саду

Уголок эмоциональной разгрузки детей в дошкольных образовательных учреждениях выполняет сразу несколько функций.

  • Формирование социально приемлемой модели поведения.
  • Обучение саморегуляции.
  • Развитие коммуникативных и командных навыков.
  • Повышение самооценки и уверенности в себе.
  • Снятие тревожных ощущений.

Уголки эмоциональной разгрузки должны быть безопасными и доступными для детей, а их наполнение – креативным, актуальным и интересным малышам.

Правила оснащения зоны релаксации в детских садах согласно ФГОС

  • Уголок психологической разгрузки не должен быть большим, ведь одна из его основных функций – создание ощущение уюта и защищенности ребенка. Для этого подойдет детский игровой домик, палатка, шатер и т.п.
  • Освещение должно быть неярким, а цветовое оформление – неброским. Для детской зоны релаксации лучше использовать приглушенный свет и спокойные тона в декоре.
  • Обязателен мягкий коврик, пуфы, подушки и т.п.
  • Наполнение уголка эмоциональной разгрузки должно быть функциональным и иметь педагогический смысл. Наполнить его красивыми и забавными вещами мало, нужно чтобы они побуждали детей к саморазвитию и творчеству.
  • Наполнение должно периодически меняться, но некоторые базовые вещи нужно оставлять, чтобы у детей было ощущение стабильности и определенности.
  • Оснащение зоны релаксации должно соответствовать возрастной группе дошкольников.
  • Все предметы и сам уголок должен отвечать правилам техники безопасности. Не допускаются бьющиеся и колюще-режущие предметы.
  • Обязательно наличие окошек, чтобы дети всегда были под контролем педагога.

Что должно быть в уголке релаксации?

Оснащение зоны эмоциональной разгрузки разделяют на три базовые группы по их функциональному наполнению: сброс негатива, расслабление и развитие.

Оснащение уголка релаксации

Сброс негатива

  • Подушка для битья.
  • Подушка-поплакушка, чтобы поплакать в нее.
  • Стакан злости – емкость с крышечкой, в которую ребенок высказывает свои обиды, а потом плотно закрывает.
  • Коврик гнева – грубый ковер или жесткая шершавая ткань, об которую малыш в гневе вытирает босые ноги до тех пор, пока не изольет всю злость.
  • Остров примирения – небольшой ковер, самостоятельно оформленный, на который становятся рассорившиеся малыши и разрешают свою конфликтную ситуацию.
  • Зеркало улыбки. Малышам в плохом настроении педагог предлагает посмотреть на себя в зеркало и улыбнуться, тем самым поднять себе настроение.
  • Кружка-кричалка. Для выплескивания негативных эмоций малыш может покричать в специальную кружку, не создавая излишнего шума.

Релаксация

  • Сенсорные предметы: мозаика, шнуровка, деревянные пазлы и т.п.
  • Настольные фонтаны или водопады.
  • Аудио-аппаратура или индивидуальный плеер для воспроизведения успокаивающих звуков природы.
  • Музыкальные шкатулки и игрушки, в т.ч. всевозможные пищалки.
  • Альбомы с семейными фотографиями воспитанников детского сада и их питомцев.
  • Игровые телефоны, для совершения малышами воображаемого звонка родителям.
  • Массажеры и другие тактильные предметы (мешочки с мукой и т.п.).
  • Морские ракушки.
  • Разноцветные клубочки пряжи.
  • Прозрачные пластиковые емкости с глицерином и разноцветным бисером.
  • Материалы для занятий изобразительным искусством.
  • Игры и игрушки.

Развитие

  • Дидактические игры, направленные на отгадывание эмоций и чувств, анализ эмоций сказочных персонажей, понимание сути хороших и плохих поступков.
  • Маски с грустными, веселыми и другими эмоциями, помогающие раскрепостить скованного в своих эмоциях ребенка.
  • Кубик настроения, на гранях которого нанесены эмоции. Ребенок выбирает ту грань, которая соответствует его душевному состоянию.
  • Альбом добрых эмоций с изображениями только положительных сказочных и мультипликационных героев.
  • Подушка-обнимашка – это противоположность подушке-поплакушке. Обнимашка предназначена для выражения самых теплых чувств.

Чем заниматься в зоне релаксации?

Со всеми предметами в уголке эмоционально разгрузки можно создать целую игру с задействованием нескольких детей. Все зависит от фантазии малышей и воспитателя.

Занятие в зоне релаксации

Однако есть несколько рекомендаций относительно детских игр в зонах релаксации.

  • Манипуляционные игры. Рассердившийся ребенок или поссорившиеся малыши могут поиграть с разноцветными кубиками, с лучиками солнышка, в шарики или любые другие мелкие предметы для снятия негатива и примирения.
  • Дидактические настольные игры.
  • Ролевые игры с использованием реквизита.
  • Занятия изобразительным искусством.
  • Спортивно-игровые упражнения.

При правильной организации уголок психоэмоциональной разгрузки становится настоящим помощником для педагогов, позволяя детям разобраться в своих чувствах и эмоциях, снять напряжение и гнев, помириться и поделиться с другом положительными эмоциями. Такие уголки в детских садах позволяют детям найти занятие по своим интересам и возможностям, а воспитателям полностью контролировать весь воспитательный процесс и найти каждому малышу занятие, развивающее эго эмоции, фантазию, творчество и мелкую моторику.