- Что такое уголок эмоциональной разгрузки и его назначение?
- Правила оснащения зоны релаксации в детских садах согласно ФГОС
- Что должно быть в уголке релаксации?
- Сброс негатива
- Релаксация
- Развитие
- Чем заниматься в зоне релаксации?
Правильно и гармонично сформированные эмоционально-волевые черты личности ребенка – основная задача учебно-воспитательного процесса в детских садах. Вся педагогическая работа должна быть основана на глубоком уважении личности и индивидуальности малыша.
Согласно нормам ФГОС современный детсад должен быть оборудован не только методическими материалами и спортивно-игровым инвентарем, но и предметами, создающими для детей атмосферу уюта, комфорта и безопасности. Именно для этого в детских садах оборудуют зоны релаксации и уголки эмоциональной разгрузки, где дети могут уединиться, расслабиться и помечтать.
Что такое уголок эмоциональной разгрузки и его назначение?
Зоны релаксации призваны решать распространенную для большинства детских садов проблему – реализацию естественных индивидуальных потребностей каждого отдельного ребенка в покое и личном пространстве.
Уголок эмоциональной разгрузки детей в дошкольных образовательных учреждениях выполняет сразу несколько функций.
- Формирование социально приемлемой модели поведения.
- Обучение саморегуляции.
- Развитие коммуникативных и командных навыков.
- Повышение самооценки и уверенности в себе.
- Снятие тревожных ощущений.
Уголки эмоциональной разгрузки должны быть безопасными и доступными для детей, а их наполнение – креативным, актуальным и интересным малышам.
Правила оснащения зоны релаксации в детских садах согласно ФГОС
- Уголок психологической разгрузки не должен быть большим, ведь одна из его основных функций – создание ощущение уюта и защищенности ребенка. Для этого подойдет детский игровой домик, палатка, шатер и т.п.
- Освещение должно быть неярким, а цветовое оформление – неброским. Для детской зоны релаксации лучше использовать приглушенный свет и спокойные тона в декоре.
- Обязателен мягкий коврик, пуфы, подушки и т.п.
- Наполнение уголка эмоциональной разгрузки должно быть функциональным и иметь педагогический смысл. Наполнить его красивыми и забавными вещами мало, нужно чтобы они побуждали детей к саморазвитию и творчеству.
- Наполнение должно периодически меняться, но некоторые базовые вещи нужно оставлять, чтобы у детей было ощущение стабильности и определенности.
- Оснащение зоны релаксации должно соответствовать возрастной группе дошкольников.
- Все предметы и сам уголок должен отвечать правилам техники безопасности. Не допускаются бьющиеся и колюще-режущие предметы.
- Обязательно наличие окошек, чтобы дети всегда были под контролем педагога.
Что должно быть в уголке релаксации?
Оснащение зоны эмоциональной разгрузки разделяют на три базовые группы по их функциональному наполнению: сброс негатива, расслабление и развитие.
Сброс негатива
- Подушка для битья.
- Подушка-поплакушка, чтобы поплакать в нее.
- Стакан злости – емкость с крышечкой, в которую ребенок высказывает свои обиды, а потом плотно закрывает.
- Коврик гнева – грубый ковер или жесткая шершавая ткань, об которую малыш в гневе вытирает босые ноги до тех пор, пока не изольет всю злость.
- Остров примирения – небольшой ковер, самостоятельно оформленный, на который становятся рассорившиеся малыши и разрешают свою конфликтную ситуацию.
- Зеркало улыбки. Малышам в плохом настроении педагог предлагает посмотреть на себя в зеркало и улыбнуться, тем самым поднять себе настроение.
- Кружка-кричалка. Для выплескивания негативных эмоций малыш может покричать в специальную кружку, не создавая излишнего шума.
Релаксация
- Сенсорные предметы: мозаика, шнуровка, деревянные пазлы и т.п.
- Настольные фонтаны или водопады.
- Аудио-аппаратура или индивидуальный плеер для воспроизведения успокаивающих звуков природы.
- Музыкальные шкатулки и игрушки, в т.ч. всевозможные пищалки.
- Альбомы с семейными фотографиями воспитанников детского сада и их питомцев.
- Игровые телефоны, для совершения малышами воображаемого звонка родителям.
- Массажеры и другие тактильные предметы (мешочки с мукой и т.п.).
- Морские ракушки.
- Разноцветные клубочки пряжи.
- Прозрачные пластиковые емкости с глицерином и разноцветным бисером.
- Материалы для занятий изобразительным искусством.
- Игры и игрушки.
Развитие
- Дидактические игры, направленные на отгадывание эмоций и чувств, анализ эмоций сказочных персонажей, понимание сути хороших и плохих поступков.
- Маски с грустными, веселыми и другими эмоциями, помогающие раскрепостить скованного в своих эмоциях ребенка.
- Кубик настроения, на гранях которого нанесены эмоции. Ребенок выбирает ту грань, которая соответствует его душевному состоянию.
- Альбом добрых эмоций с изображениями только положительных сказочных и мультипликационных героев.
- Подушка-обнимашка – это противоположность подушке-поплакушке. Обнимашка предназначена для выражения самых теплых чувств.
Чем заниматься в зоне релаксации?
Со всеми предметами в уголке эмоционально разгрузки можно создать целую игру с задействованием нескольких детей. Все зависит от фантазии малышей и воспитателя.
Однако есть несколько рекомендаций относительно детских игр в зонах релаксации.
- Манипуляционные игры. Рассердившийся ребенок или поссорившиеся малыши могут поиграть с разноцветными кубиками, с лучиками солнышка, в шарики или любые другие мелкие предметы для снятия негатива и примирения.
- Дидактические настольные игры.
- Ролевые игры с использованием реквизита.
- Занятия изобразительным искусством.
- Спортивно-игровые упражнения.
При правильной организации уголок психоэмоциональной разгрузки становится настоящим помощником для педагогов, позволяя детям разобраться в своих чувствах и эмоциях, снять напряжение и гнев, помириться и поделиться с другом положительными эмоциями. Такие уголки в детских садах позволяют детям найти занятие по своим интересам и возможностям, а воспитателям полностью контролировать весь воспитательный процесс и найти каждому малышу занятие, развивающее эго эмоции, фантазию, творчество и мелкую моторику.