Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста
Авторы: Безрукова О.А. Нурминский Е.В. Каленкова О.Н.
Год издания: 2012 год
Художники: М.В. Беляшова, А.А. Брыскина, Н.Н. Бутусова и др.
Страниц (методическое пособие): 56 страниц
ISBN (методическое пособие): 978-5-91814-018-5
Формат (методическое пособие): 165х240 мм
CD: диск с программой для ЭВМ
Программа для ЭВМ «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы Нурминский Е.В. и др.) создана на основе ранее изданных научно-методических материалов (Безрукова О.А., Каленкова О.Н. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста», М., 2007, 2010).
Данная программа позволяет оценить уровень сформированности речеязыковой компетенции детей 4-, 5- и 6-летнего возраста. Согласно вышеназванной «Методике…» уровень сформированности речеязыковой компетенции определяется на основе совокупной оценки результатов выполнения тестовых заданий по трем основным показателям:
состояние лексикона (объем словарного запаса и его системная организация);
грамматическая компетенция (словоизменительные, словообразовательные и синтаксические навыки и умения);
фонетико-фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза).
В соответствии с этими показателями диагностический материал для детей каждой возрастной группы распределен по блокам.
Соответствие каждого из трех основных показателей одному блоку носит условный характер, потому что интерференция параметров оценки речи неизбежна. Так, например, результаты выполнения такого тестового задания, как: «Назови то, что ты видишь на картинках», рисунки: полотенце, бусы, ключ … и т.п. позволяют оценить и объем словаря, и вербальную память. В этом случае баллы за выполнение каждого тестового задания вносятся одновременно в соответствующие рубрики (объект исследования). В то же время при выполнении других заданий ребенок может продемонстрировать сформированность / несформированность разных речеязыковых навыков, но оцениваться будут только те, которые были выделены в качестве объекта исследования как приоритетные.
Такой подход обеспечивает в дальнейшем при анализе результатов тестирования возможность определить источник языковых трудностей ребенка.
Помимо основных параметров, определяющих уровень сформированности речеязыковой компетенции, совокупная оценка результатов выполнения этих тестовых заданий позволяет получить информацию о состоянии так называемой психологической базы речи: вербальной памяти, слухового внимания, мышления.
Инновационная сущность предлагаемой методики заключается прежде всего в том, что определение уровня речевого развития не сводится собственно к его квалификационной оценке (уровень А; Б; С … или уровень 1; 2; 3… и т. п.), так как она малоинформативна с точки зрения прогнозирования перспектив дальнейшего речевого развития ребенка.
Оценка речевой продукции проводится на основе обобщения качественных характеристик. Показатели, выведенные в сводных таблицах для каждого возраста, легко комбинируются в модульные ряды в зависимости от интересующего аспекта речи. Таким образом, результаты тестирования могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных компонентов речи, которые порой развиты у детей весьма неравномерно. В подобной ситуации одинаковое общее количество баллов у детей вовсе не отражает истинной картины их речевого развития и тем более не определяет единого маршрута их логопедического сопровождения.
В итоге проведения диагностической процедуры должна сложиться целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной компетенции. Данная программа позволяет оформить результаты диагностической процедуры в виде сводной таблицы, диаграммы и готового протокола обследования речи ребенка.
Предлагаемый программный продукт может быть использован также с другими методиками, направленными на изучение определенных сторон речи и/или общего психического развития ребенка.
Следует помнить, что при использовании компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать определенные санитарно-гигиенические требования.
Возможности программы позволяют в случае необходимости прервать процесс обследования речи ребенка с последующим возвращением к этой процедуре. Результаты частичного обследования при этом будут сохранены.
Список требований к аппаратному и программному обеспечению ЭВМ для работы данной программы
Требования к аппаратному комплексу
Минимальные требования для работы программного комплекса:
- Архитектура Intel x86 или AMD x64;
- Процессор Intel Pentium 4 1.5ГГц, AMD Athlon XP 1500+ или выше;
- Оперативная память: не менее 512 МБ;
- 300 МБ свободного места на диске;
- Монитор c разрешением не ниже 1024x768;
- Клавиатура, мышь.
Дополнительно: для печати результатов тестирования понадобится принтер.
Требования к программному комплексу
Поддерживаемые операционные системы и необходимые программные компоненты:
- ОС Microsoft Windows XP (с установленным Service Pack 3), Windows Vista (с установленным Service Pack 2) или Windows 7;
- Платформа NET Framework версии 4;
- Платформа NET Framework версии 3.5 SP1.
Отзывы