Методика автоматизированного исследования индивидуального латерального профиля. Детская версия
На основании полученных данных происходит автоматическое (программное) выявление индивидуального латерального профиля ребенка (ИЛП). Именно особенности ИЛП могут быть причиной неуспеваемости и затруднений при восприятии учебного материала. Раннее выявление особенностей ИЛП позволяет проводить своевременную профилактику трудностей в обучении или оказывать помощь на раннем этапе обучения.
Методика является удобным инструментом в профессиональной деятельности педагогов, психологов, коррекционных-педагогов, дефектологов.
Методическое сопровождение было создано в сотрудничестве с доктором психологических наук, профессором А. Л. Сиротюк, автором многочисленных публикаций по проблеме психофизиологии обучения.
Что такое латеральность и ИЛП?
Латеральность, или преобладание левой или правой стороны — это асимметрия, которая с рождения свойственна каждому человеку. Двигательная (моторная) латеральность — ведущая рука и нога. Психическая (функциональная) латеральность — ведущее полушарие головного мозга. Сенсорная латеральность — ведущее ухо и глаз.
Характер выраженности моторной, сенсорной и функциональной латеральности у конкретного человека – это его индивидуальный латеральный профиль (ИЛП).
На что влияет ИЛП?
ИЛП это индивидуальный для каждого человека набор латеральностей, часто играющий важную роль в формировании личностных и поведенческих особенностей, черт характера, особенностей интеллекта и эмоциональной сферы.
ИЛП оказывает большое влияние на формирование:
- Особенностей восприятия информации
- Стратегии мышления и обработки воспринимаемой информации
- Особенностей запоминания и сохранения информации
- Способности к применению полученной информации (использования знаний)
- Стрессоустойчивость
Что даёт педагогу, психологу знание ИЛП ребенка
Индивидуальный латеральный профиль (ИЛП) это формула, которая позволяет определить ряд индивидуальных особенностей, влияющих на эффективность обучения по различным предметам и направлениям знаний.
Учитывая особенности ИЛП ребенка и взрослого возможно:
- Прогнозировать риски и проблемы школьной неуспеваемости, эффективность обучения в целом и по отдельным направлениям знаний
- Выявить причину недостаточной эффективности обучения, недостаточной успешности в определенных областях деятельности
- Подобрать индивидуальный план повышения эффективности обучения и производительности у детей
- Снизить стрессовую нагрузку, прогнозируя ситуации, связанные с высокой вероятностью ошибки из-за несостоятельности нервной системы и повысить стрессоустойчивость ребенка
- Сформировать индивидуальные стратегии педагогической и психологической помощи
На чем основана методика определения индивидуального латерального профиля?
Представленная методика основывается на полностью или частично компьютерном определении ведущей руки, ноги, ведущего глаза, уха и доминирующего полушария. Она позволяет получить объективные данные для оценки степени выраженности латерализации как отдельных моторных и сенсорных функций, так и их совокупности.
При работе с детьми старше 8 лет необходимо также определять и ведущее полушарие (функциональную асимметрию). Однако у детей от 4 до 8 лет асимметрия полушарий головного мозга не определяется. Латеральный профиль строится исходя из общего положения о времени изменения латеритизации функций головного мозга в процессе развития. Так, принято считать, что до 6 лет условно доминирует правое полушарие, после 6 лет есть большая вероятность условного доминирования левого полушария.
Отзывы